Чем
психолог может помочь ребенку?
К психологу
стоит обращаться в любых ситуациях, касающихся школьника и его семьи. Школьный
психолог может помочь с вопросами профориентации, с решением проблем в семье, в
межличностных отношениях, с учебой и т. д. Однако не нужно воспринимать
школьного психолога исключительно как специалиста, который работает с
проблемами детей. Его роль позитивна — он помогает ребенку безболезненно пройти
стадии социализации и раскрыть свой потенциал.
Работать с
детьми психолог начинает еще до школы:
он участвует в составлении программы
тестирования будущих первоклассников, может проводить с ними собеседования,
выявлять степень готовности к школе и давать родителям полезные рекомендации.
Вообще
основную часть своего рабочего времени школьный психолог посвящает различного
рода диагностикам. Например, он может выяснить, успешно ли у первоклассников
проходит процесс адаптации к школе. Специалист проводит тестирование,
результаты которого передает учителям и администрации школы, но только в виде
общего итога (например, «70% учеников успешно адаптированы»). Данные о конкретных
учениках не могут быть разглашены, а с неадаптированными детьми психолог должен
работать лично и конфиденциально, чтобы справиться с проблемой.
Также
психолог может проводить диагностику детско-родительских отношений, исследовать
отношения внутри класса, изучать особенности личности школьников, уровень их
мышления, внимания. Важная составляющая работы школьного психолога —
профориентационная диагностика, которая помогает разобраться в способностях
учеников и распределить их по профильным классам — в гуманитарный, в
технический, в научно-естественный и т. д.
Часто именно
благодаря тестированиям и исследованиям психолог выявляет проблемы как во всем
классе, так и у конкретных учеников, которые пока еще незаметны со стороны, но
которые могут перерасти в катастрофу. В этом случае школьный психолог должен
проводить коррекционные занятия, которые могут быть как групповыми, так и
индивидуальными. Так, например, если в классе обнаруживаются «симптомы»
буллинга (травли), то психолог должен выявить жертву и зачинщиков, провести
беседы со всеми, кто задействован в травле, разобраться в причинах такого
отношения одноклассников друг к другу, провести ряд групповых занятий,
направленных на сплочение коллектива, и, конечно, помочь жертве буллинга
справиться с ситуацией.
Когда к
психологу стоит обращаться родителям?
Еще одна
задача школьного психолога — консультирование родителей и учителей. Причем,
вопросы, с которыми взрослые обращаются к этому специалисту, могут быть
разными, и совсем необязательно, что это будут проблемы. Мама может прийти к
психологу, чтобы просто спросить, хорошие ли у ее ребенка отношения с
одноклассниками, нет ли у нее трудностей с профориентацией или адаптацией
(если, например, ученика перевели в новую школу) и правильно ли родители строят
отношения с подростком. Если в семье возникают ситуации, которые травмируют
ребенка (развод родителей, смерть кого-то из близких, серьезные материальные
трудности), то мать или отец также могут прийти и рассказать о них психологу,
чтобы специалист был в курсе, внимательнее следил за поведением ребенка и был
готов оказать ему поддержку.
Если же
ребенок стал замкнутым, необщительным, если он не хочет ходить в школу или же
часто приходит домой в слезах, то это тоже повод как можно скорее обратится к
школьному психологу. Вообще любые ярко выраженные изменения в поведении ребенка
должны насторожить родителей, и в этом случае лучше вовремя попросить помощи у
специалиста, чем ждать, пока ситуация выйдет из-под контроля и обернется
катастрофой. Возможно, что никаких серьезных проблем психолог не выявит, но
подскажет, как поддержать школьника и сохранить с ним доверительные отношения.
Часто к
школьным психологам обращаются и учителя за помощью в разрешении конфликтов с
учениками, а также в случае, если у школьника резко упала успеваемость, и
учитель не может понять, почему это произошло. Тогда по запросу педагога
психолог проводит диагностику и, если это необходимо, коррекцию. В моей
практике был случай, когда у ученика упала успеваемость, с чем ко мне обратился
его классный руководитель. А в итоге я выявила суицидальные наклонности у
школьника и долго работала с ним в дальнейшем для устранения этого
патологического состояния.
В целом,
школьный психолог осуществляет деятельность, направленную на сохранение
психологического здоровья школьников. И если вы до сих пор не знаете, где в
вашей школе находится кабинет психолога, то, может быть, пришло время об этом
узнать и познакомиться со специалистом, который не менее значим, чем классный
руководитель?