Автоматизация (звука) – этап коррекции дефектного звукопроизношения, следующий за постановкой звука; направлен на формирование правильного звукопроизношения в самостоятельной речи. Суть процесса – постепенное, последовательное введение поставленного звука в слоги, слова, фразы; в самостоятельную речь.
Аграмматизм – нарушение процессов понимания, усвоения и употребления грамматических средств родного языка.
Аграфия - расстройство письменной речи , полная утрата способности к письму.
Акалькулия – нарушение счёта и счётных операций вследствие поражения коры головного мозга.
Алалия – нарушение развития речи у ребёнка. Подразделяют на моторную и сенсорную.
Алалия моторная - недоразвитие экспрессивной речи при достаточно сохранном понимании речи;
Алалия сенсорная - недоразвитие импрессивной речи, когда наблюдается разрыв между смыслом и звуковой оболочкой слов; у ребенка нарушается понимание речи окружающих, несмотря на сохранные слух и способности к развитию активной речи;
Алексия – отсутствие способности к чтению.
Амбидекстрия – умение пользоваться правой и левой рукой. Отсутствие ведущей руки.
Амимия - полное отсутствие мимики.
Анамнез – обобщённые сведения, получаемые от самого обследуемого или родных, о ходе развития, условиях жизни человека, значимых событиях. Используется для установления диагноза, прогноза заболевания и выбора лечения.
Анартрия – тяжелая форма дизартрии, когда речь практически невозможна из-за паралича речедвигательных мышц, резко расстраивающего систему артикуляции. Наблюдается после инсультов, ЧМТ. Устранением занимается логопед-афазиолог.
Анкилоглоссия – укороченная подъязычная связка.
Анозогнозия – отсутствие критической оценки больным своего заболевания (паралича, снижения зрения, слуха, психического расстройства и т.д.) Наблюдается преимущественно при поражении правой теменной доли головного мозга. Необходимо обратиться к психологу, афазиологу.
Аномалия – отклонение от нормы в структуре организма в целом или его частей (может быть врожденной и приобретенной).
Аномалии вкуса: агевзия, агевстия – нарушение восприятий вкусовых ощущений. Встречаются при афазии или вследствие поражений окончаний вкусовых нервов и центров. Различается парагевзия - ошибочное восприятие одного вкусового ощущения вместо другого и фантагевзия - наличие патологического металлического привкуса во рту.
Антиципации - предвосхищение и уподобление одного слога другому. Например, ребёнок заменяет слоги в слове: "баририна", "деверья".
Апатоабулия - патологическое безволие и бесхарактерность, отсутствие желаний и побуждений к деятельности, неспособность выполнить действие и принять решение, необходимость которых осознаётся. Следует отличать от слабоволия, которое можно исправить тренировками и самовоспитанием. Наблюдается при афазии. Помогает афазиолог и психолог, комплексная реабилитация.
Апраксия - нарушение целенаправленных движений и действий. Возникает при очаговых поражениях коры больших полушарий головного мозга или проводящих путей мозолистого тела. Нарушения движений могут проявляться для одной половины тела, одной конечности или только мускулатуры лица. В устранении помогает афазиолог.
Артикуляционная гимнастика - комплекс упражнений для органов артикуляции.
Артикуляционный аппарат – совокупность органов, обеспечивающих образование звуков речи (голосовой аппарат, мышцы глотки, языка, мягкого нёба, губ, щёк и нижней челюсти, зубы).
Артикуляция – деятельность речевых органов, связанных с произнесением звуков речи и различных их компонентов, составляющих слоги, слова. Сложный двигательный акт произнесения звуков речи.
Аспонтанность - отсутствие мотивации к двигательной, речевой, психической и другим видам деятельности. Встречается при афазии, мозговых нарушениях. Помогает афазиолог.
Аспирация - проникновение пищи в дыхательные пути, устранением занимается опытный афазиолог.
Асфиксия – удушье, обусловленное кислородным голоданием и избытком углекисл
Б
Баттаризм
– нарушение речи, при котором слова произносятся нечётко, в чрезмерно быстром
темпе и не договариваются.
Брадилалия - речевое нарушение, выраженное в патологически замедленном темпе
речи.
Бульбарный – относящийся к продолговатому мозгу.
Г
Гаммацизм
– недостаток произношения звука [ Г ].
Гиперкинез - непроизвольные, неконтролируемы человеком движения в виде
подергиваний, тиков, движений и конвульсий определенных групп мышц рук и ног,
плеч, век, мышц лица или всего тела в комплексе. У детей с гиперкинезами
выявляются генерализованные стойкие изменения. Встречается при дизартрии, ДЦП и
др.
Гипомимия - ослабление мимики, возникающее при различных заболеваниях ц.н.с,
параличах и парезах лицевого нерва, а также при некоторых психических
заболеваниях мозга. Характеризуется маскообразным выражением лица.
Гнозис – комплекс процессов восприятия, позволяющих узнавать, распознавать
предметы. Органы чувств создают запас сведений о мире, которые хранятся в
системах памяти. При расстройстве гнозиса человек не узнает окружающий мир.
Голос - звуки, возникающие
вследствие колебания голосовых связок при разговоре, пении, смехе и пр.
Высота голоса – физиологическое
свойство речевого голоса, управляемое напряжением голосовых связок и частотой
их колебаний. Раличают: высокий речевой голос – развитое головное звучание;
низкий – развитое грудное звучание; средний – смешанное звучание.
Диапазон голоса – обьём звука, то
есть интервал между самым высоким и самым низким звуком голоса. Голос с большим
диапазоном звучания обладает гибкостью, подвижностью, переливами звука.
Полётность голоса - длительность
звучания отдельных фраз, слов и звуков. Когда звук насыщен интонациями, слова
произносятся эмоционально, ясно, чётко; речь оратора достигает дальних концов
аудитории.
Тембр голоса - индивидуальная
звуковая окраска, качество голоса.
Гидроцефалия – избыточное накопление спинномозговой жидкости в полости черепа.
Гиперкинез – автоматические насильственные движения вследствие непроизвольных
сокращений мышц.
Гипертрофия - увеличение объёма органа (или ткани) вследствие увеличения
размеров составляющих его клеток.
Гипоксия – пониженное содержание кислорода в тканях.
Грамматика – раздел языкознания, изучающий формы словоизменения, формулы
словосочетания и типы предложений.
Грамматический строй – строение слова и предложения, присущее данному языку.
Д
Дауна
синдром – хромосомная болезнь, обусловленная трисомией по 21-й паре хромосом;
проявляется олигофренией, мышечной гипотонией, недостаточностью эндокринных
желез (особенно щитовидной) и своеобразным внешним видом больного:
недоразвитием черепа, плоским затылком, косым расположением глаз, широкой
уплощённой переносицей, полуоткрытым ртом, деформированными ушами, короткими
пальцами.
Двуязычие – владение двумя языками.
Дебильность - лёгкая степень олигофрении, характеризующаяся примитивностью
суждений и умозаключений, недостаточной дифференциацией эмоций, ограниченностью
возможностей обучения, сниженной социальной адаптацией.
Деменция – приобретенное слабоумие; сниженность познавательной деятельности с
утратой в той или иной степени ранее усвоенных знаний и практических навыков,
затруднением или невозможностью приобретения новых.
Дермолексия – способность человека к опознанию начертанных на коже цифр, букв,
слов. Коррекцией отклонений занимается дефектолог, афазиолог.
Дефектология – наука о психофизиологических особенностях развития людей с
психическими и физическими недостатками, о закономерностях их обучения, адаптации
в социуме. Подразделяется на: логопедию, сурдопедагогику, олигофренопедагогику
, тифлопедагогику.
Дефектолог – специалист с высшим образованием в области изучения, обучения,
социализации людей с отклонениями в развитии. Как правило имеет специализацию:
Дефектолог-логопед – специалист с высшим образованием в области изучения,
обучения, социализации людей с нарушениями речи
З
Задержка
психического развития – временное отсутствие развития психики в целом или
отдельных ее функций; нарушение нормального темпа психического развития, в
результате чего ребёнок, достигший школьного возраста, продолжает оставаться в
кругу дошкольных интересов.
Задержка речевого развития – нарушение хода речевого развития, проявляющееся в
несоответствии нормальному онтогенезу, отставание в темпе. При ЗРР наблюдается
несформированность всех компонентов речи, квалифицируется как ОНР (общее
недоразвитие речи).
Заикание – нарушение темпо-ритмической организации речи, обусловленное судорожным
состоянием мышц речевого аппарата.
И
Имбецильность
– средняя степень олигофрении, занимающая промежуточное положение между
идиотией и дебильностью, характеризующаяся замедленным и непоследовательным
мышлением, ограниченным словарным запасом, возможностью усвоения лишь
элементарных навыков.
Импрессивная речь – восприятие, понимание речи. Устная импрессивная речь
выражается в слуховом восприятии устной речи. Письменная – в зрительном
восприятии текста (чтении).
Инактивность - недостаточная мотивация к организации и осуществлению
деятельности. Наблюдается после мозговых нарушений.
Итерация – несудорожные запинки, повторы в речи.
Итерация физиологическая – повторение детьми некоторых звуков и (или) слогов,
обусловленное возрастными несовершенствами деятельности слухового и
речедвигательного анализаторов в период формирования речи в дошкольном детстве.
К
Каппацизм
– недостаток произношения звуков [К], [Кь].
Контаминация – смешение , объединение в одно слово слогов, относящимся к
различным словам.
ЛЛамбдацизм – неправильное произношение
звуков [Л], [Ль].
Литеральный – буквальный, дословный.
Логастения - повышенная утомляемость, проявляющаяся в речи и сочетающаяся со
страхом неправильного произнесения слов, неуверенностью. Наблюдается у детей с
нормальным развитием интеллекта при астенических состояниях у детей и при
нарушении психического созревания. Проявляется в трудностях освоения грамоты
(дислексия и дисграфия).
Логоритмика – система двигательных упражнений, в которых различные движения
сочетаются с произнесением специального речевого материала. Логоритмика — форма
активной терапии, преодоление речевого и сопутствующих нарушений путем развития
и коррекции неречевых и речевых психических функций.
Логоррея – безудержный, бессвязный речевой поток, часто представляющий пустой
набор отдельных слов, лишённых логической связи. Наблюдается при сенсорной
афазии.
Логофобия – боязнь произнесения слов, страх речи.
М
Макроглоссия
– патологическое увеличение языка; наблюдается при аномальном развитии и при
наличии в языке хронического патологического процесса. При макроглоссии
наблюдаются значительные нарушения произношения.
Микроглоссия – аномалия развития, малые размеры языка.
Миодистрофия Дюшенна – только у мальчиков 4-5 лет Проявления: Замена мышц
сначала голеней, а с годами и всех других частей тела, на соединительную ткань,
неспособную к сокращению. Прогноз: полная неподвижность и смерть, чаще во
втором десятилетии жизни. Эффективные методы лечения пока не разработаны.
Моторика – двигательная активность организма, отдельных его органов или их
частей.
Муковисцидоз – поражение дыхательной системы и ЖКТ. Симптомы: хроническое
воспаление легких и бронхов в сочетании с поносом/запором, тошнотой. Лечение:
препараты ферментативного ряда и лекарства противовоспалительного действия.
Мутизм – отказ от речевого общения при сохранности речевого аппарата;
наблюдается при психических заболеваниях и у застенчивых детей.
Н
Назализация
– приобретение звуком (главным образом гласным) носового тембра вследствие
опускания небной занавески и одновременного выхода воздушной струи через рот и
нос.
Наследственная тугоухость — нарушение слуха, наследуемое в семье.
Нейросонография – ультразвуковое исследование головного мозга через родничок и
височные окна.
Нейролингвистика
– наука, изучающая мозговые механизмы речевой деятельности и те изменения в
речевых процессах, которые возникают при локальных поражениях мозга.
Нистагм – непроизвольные ритмические судорожные движения глазных яблок.
Ноотропы – лекарственные препараты, улучшающие питание нервных клеток.
О
Общее
недоразвитие речи – различные сложные речевые расстройства, при которых у детей
нарушено формирование всех компонентов речевой системы, относящихся к звуковой
и смысловой стороне.
Олигофрения – это врождённое или приобретённое в раннем возрасте слабоумие,
обусловленное органической недостаточностью головного мозга.
Олигофренопедагог – педагог со специальным высшим образованием, осуществляющий
обучение и воспитание умственно отсталых детей.
Онтогенез – совокупность последовательных морфологических, физиологических и
биохимических преобразований организма от его зарождения до конца жизни.
П
Парафазия
– нарушения речи, проявляющиеся в пропусках, замене или перестановке звуков и
слогов в словах.
Парез – ослабление произвольных движений. Причины: поражение двигательных
центров спинного и/или головного мозга, проводящих путей центральной или
периферической нервной системы, паралич, ослабление какой-либо мышцы, группы
мышц. Устранением занимается массажист, афазиолог, логопед.
Патогенез – механизм развития конкретной болезни, патологического процесса или
состояния.
Перинатальная энцефалопатия – нарушение функций головного мозга, возникшее во
время родов либо непосредственно связанное с ними.
Персеверация – «застревание» в сознании человека одной какой-нибудь мысли или
действия и неоднократное их повторение/воспроизведение, часто в
несоответсвующих ситуациях. Выделяют персеверации мышления, моторные,
эмоциональные, сенсорные персеверации. Коррекцией занимается логопед,
афазиолог.
Плегия – острый парез. Может развиться вследствие инсульта головного/спинного
мозга или из-за травматического повреждения спинного мозга.
Полтерн (спотыкание) — патологически ускоренная речь с прерывистым темпом.
Является выражением внутреннего беспорядка мышления. Речь поверхностна и
абстрактна по смыслу, в ней проявляются элементы аграмматизма и нарушений
синтаксиса.
Праксис – способность адекватно координировать и контролировать действия.
Прикус - взаимоотношение зубных рядов верхней и нижней челюстей при их
смыкании.
Просодика – мелодико-интонационная сторона речи.
Псевдобульбарный синдром – неврологическое заболевание, обусловленное
двусторонним прерыванием корково-ядерных путей.
Р
Резонерство
- нарушение мышления, характеризующееся пустым, бесплодным многословием, когда
отсутствуют конкретные идеи и целенаправленность мыслительного процесса.
Ринолалия – патологическое изменение тембра голоса и звукопроизношения, образующееся
в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в
носовой полости.
Риторика – теория и мастерство гармоничной речи.
Ротацизм - часто встречающийся недостаток в произнесении звуков [Р], [Рь]
(«картавость»).
С
Саливация
- слюноотделение. Гиперсаливация – обильное слюноотделение.
Сигматизм – расстройство произношения свистящих ([С], [Сь], [З], [Зь], [Ц]) и
шипящих ([Ш], [Ж], [Ч], [Щ]) звуков.
Синдром – закономерное сочетание признаков (симптомов), имеющих общий патогенез
и характеризующих определенное болезненное состояние.
Синдром Шерешевского-Тернера (только
у девочек). Маленький рост, низко посаженные волосы на затылке, в 13-14 лет
отсутствие месячных. Легкое отставание умственного развития. Ведущий признак у
взрослых — бесплодие. Кариотип - 45 хромосом. Отсутствует одна Х-хромосома.
Cиндром Клейнфелтера (только у
мальчиков) - высокий рост (190 см+), непропорционально росту длинные руки,
ожирение, женский тип телосложения, скудное оволосение, асоциальное поведение,
дебильность. Ведущий симптом - бесплодие. Устанавливается чаще всего в период
полового созревания. 47 хромосом — 47, XXY.
Синдром Патау. Симптомы: расщелина верхней губы
или мягкого/твердого неба, аномалия глаз.
Синдром Вольфа-Хиршхорна - задержка роста, расщелины
губы и нёба, широкий или клювовидный нос; асимметрия костей черепа, низко
расположенные деформированные ушные раковины; гематомы кожи небольших размеров
в области лица.
Синдром Эдвардса (дети, рожденные у
пожилых матерей). Причина- наличие дополнительной 18-й хромосомы. Симптомы:
низкий рост, маленький вес, аномалии мозгового и лицевого черепа, нижняя
челюсть и ротовое отверстие маленькие. Глазные щели узкие и короткие. Мочка и
козелок часто отсутствуют. Наружный слуховой проход сужен, иногда отсутствует.
Скандированная речь – речь по слогам, нарушение ритма речи.
Скрининг – быстрое исследование (диагностика), предваряющее углубленное,
тщательное исследование (диагностику).
Словарь активный – наличие слов, которыми данный человек постоянно пользуется в
своей речи.
Словарь пассивный – запас понимаемых слов.
Соматопарагнозия – восприятие поражённой части тела как чужеродной. Например,
больной испытывает ощущение, что одна из его ног принадлежит другому человеку
или является другим предметом (палкой). Наблюдается при афазии. Коррекцией
занимается логопед, афазиолог.
Сопряжённая речь – совместное повторение двумя или более лицами произнесённых
или написанных слов или фраз. Используется логопедом при исправлении некоторых
речевых нарушений, в том числе заикания.
Спазмолитики – лекарственные вещества, снимающие спазмы сосудов.
Спонтанная речь – непроизвольная.
Стереогноз - способность узнавания предметов наощупь. Страдает при органических
поражениях головного мозга. Коррекцией занимается логопед, дефектолог,
афазиолог.
Ствол мозга – раздел головного мозга, находящийся между спинным и головным
мозгом, обеспечивающий важнейшие жизненные функции.
Судороги
клонические – быстро следующие одно за другим кратковременные непроизвольные
сокращения и расслабления мышц.
Судороги тонические – продолжительные сокращения мышц вследствие однократного
импульса.
Сукцессивный - представляющий собой последовательность протекания процессов.
Например, речь сукцессивна, но при патологиях сукцессивный характер речи может
нарушаться. Тогда появляются сбои при переключении движений и речевые
нарушения.
Сурдопедагогика – наука о лечении, воспитании и обучении лиц с нарушением
слуха.
Т
Тахилалия
– нарушение речи, выражающееся в чрезмерной быстроте её темпа, при полном
сохранении остальных компонентов фонетического оформления, а также лексики и
грамматического строя.
Тремор – ритмичные колебательные движения конечностей, головы, языка и т.д. при
поражении нервной системы.
У
Унилатеральная
– связанная с поражением одной стороны тела.
Ф
Фенилкетонурия
– наследственное заболевание, проявляется в отставании психического и моторного
развития, эпилептиформноподобных припадках, расстройствах работы ЖКТ,
дерматитах. Физиология:аминокислота фенилаланин не усваивается организмом, и ее
токсические концентрации отрицательно влияют на функциональную деятельность
головного мозга и ряда органов и систем.
Фонастения – нарушение функции голосообразования без видимых органических
изменений в голосовом аппарате. Симптомы: быстрая утомляемость и прерывание
голоса, неприятные ощущения в горле при пении и речи.
Фонация – голосообразование. Нарушения фонации – от легкой охриплости до
полного отсутствия голоса.
Фонема – звук речи – звукоразличитель. В русском языке 42 фонемы (6 гласных и
36 согласных).
Фонематический слух - способность к слуховому восприятию звуковой речи, фонем,
умение различать звуки речи в их последовательности в словах и умение различать
близкие по звучанию фонемы, имеет важное значение для овладения звуковой
стороной языка
Фонетико-фонематическое недоразвитие – нарушение процесса формирования произносительной
системы родного языка у детей с различными речевыми расстройствами вследствие
дефектов восприятия и произношения фонем.
Фониатрия – раздел медицины, изучающий проблемы зубов и патологии голосовых
связок и гортани, приводящие к нарушениям голоса ; методы лечения и
профилактики нарушений голоса, а также способы коррекции нормального голоса в
желаемую сторону. Нарушение голосообразования может возникать также вследствие
определённых психологических расстройств. Решение некоторых проблем фониатрии
тесно связаны с проблемами логопедии.
Х
Хиттизм
– недостаток произношения звука [ Х ].
Ц
Целиакия
— хроническое наследственное полисиндромное заболевание. Повреждения слизистой
оболочки тонкой кишки глютеном. Как правило, проявляется в 8 — 12-месячном
возрасте ребенка или после инфекционного заболевания (кишечной инфекции, ОРВИ).
Первые симптомы: эмоциональная лабильность, снижение аппетита, замедление
темпов прибавки массы тела, учащение стула, увеличение живота на фоне снижения массы
тела, истончение подкожного жирового слоя, снижение мышечного тонуса,
гипотрофия.
Цервикальный – имеющий отношение к шее.
Церебральный – мозговой, принадлежащий головному мозгу.
ЦНС - центральная нервная система.
Э
Экспрессивная
речь – активное устное и письменное высказывание.
Электрофорез – метод введения лекарственных препаратов, основанный на
применении постоянного тока малой силы.
Электроэнцефалография (ЭЭГ) – исследование биоэлектроической активности мозга.
Элизии - сокращения слов, пропуски звуков, слогов.
Эмбол речевой – часть слова или короткое словосочетание, многократно
повторяемое больным при попытке говорить. Является одним из речевых симптомов
моторной афазии.
Этиология – 1) учение о причинах возникновения болезней 2) причина возникновения
болезни или патологического состояния.
Эфферентная моторная – нарушение кинетической основы серий речевых движений.
Эфферентный кинетический праксис – это способность произносить серии звуков
речи.
Эхолалия – неконтролируемое автоматическое повторение слов, услышанных в чужой
речи. Может наблюдаться как у взрослых, так и у детей при поражении коры
головного мозга. Иногда встречается у нормально развивающихся детей как один из
ранних этапов развития и становления речи. Необходимо обратиться к логопеду,
психологу.
Эхоэнцефалография (ЭхоЭГ) – ультразвуковой метод исследования головного мозга,
позволяющий оценить расстояние до срединных структур с обеих сторон, наличие
гипертензии (внутричерепного давления).