Сенсорный компонент
— ребенок плохо понимает обращенную к нему речь или вообще не распознает смысла
сказанного, но оценивает эмоциональную окраску (проблема в работе речевых
анализаторов).
Моторный компонент — ребенок не может говорить сам или словарный запас ограничивается несколькими словами, очень медленно пополняется (нарушена связь между центром Брока и речевым аппаратом). Дети с сенсомоторной алалией иногда произносят слова, повторяя за кем-то, но не понимают их смысла. Например, вместо продолжения диалога несколько раз повторяют
реплику собеседника (это не отменяет диагноз). Речевая неполноценность связана с поражением ЦНС, однако сенсомоторная алалия приводит к травмированию психики ребенка, выключая его из детского коллектива, отдаляя от перспектив и возможности полноценного общения. Со временем (обычно к школьному возрасту), если нет значительных улучшений речи, к нарушениям памяти добавляется рассеянность, явное недоразвитие мелкой моторики и пониженный мышечный тонус, недостаточная ориентировка во времени, деятельность малопродуктивна.🔔 запоминает
новые звуки, но неправильно использует их, пытаясь выговорить слово (не
исключено, что отдельные звуки произносятся правильно);
🔔не
запоминает и не повторяет буквы и слоги в заданной последовательности;
🔔речь бессвязная, смысл слов теряется,
поскольку ребенок игнорирует часть букв или изменяет конструкцию, формируя
новое, трудно узнаваемое слово;
🔔осмысленные
фразы тоже не получаются (при условии знания слов) из-за их перестановки;
🔔ребенок
может «зависнуть» на одном слове, ему очень сложно произнести что-то
отличающееся от только что заученного.
Что
мешает правильной речи детей с сенсомоторной алалией? Факторы:
🔔 неполное (для
их возраста) фонематическое восприятие и представление о структуре слов,
грамматике;
🔔расплывчатое
восприятие обучающего материала и самостоятельно приобретенного опыта;
🔔отсутствие
представления о структуре слова и связях в предложении;
🔔непонимание и
неумение использовать грамматические средства; сложности и затянутость на всех
этапах обучения речевым процессам.
В
дальнейшем ребенок (без лечения):
✏️не
умеет правильно склонять и согласовывать форму слова в предложении;
✏️плохо
запоминает новые слова и редко использует их в повседневной речи;
✏️
медленно продумывает, что сказать, проговаривает слова с ошибками;
✏️
не испытывает потребности общаться с другими людьми, используя речь (ему
достаточно мимики, жестов, средств выразительности голоса без слов).
Речь при сенсомоторной
алалии медленная, ударения делаются либо неправильно, либо присутствуют во всех
слогах. Часто между слогами или словами формируются равные или разные по
длительности паузы.
В
ответ на речевую недостаточность и связанные с этим
ограничения в деятельности и общении у детей формируются невротические черты
характера. Сенсомоторная алалия
провоцирует замкнутость, низкую самооценку, негативные предубеждения.
Ребенок легко обижается, быстро раздражается, реакция на неприятные события —
сразу слезы. Это частый, но не безусловный признак и последствие сенсомоторной
алалии. Некоторые дети развивают страх
совершить ошибку. Чем повторить слово неправильно, они предпочитают молчать и
изъясняться жестами. Тогда даже если ребенок уже научился произносить
несколько слов, то может разговаривать только когда обрадовался, испугался,
удивился или появились другие эмоции.
Возьмите на заметку,
что психолог должен начинать работу синхронно с логопедом. Эффективнее оформить
реакцию ребенку вовремя, показать ему возможность с ней что -то делать, чем в
последствии работать с психологическими трудностями ребенка, аккуратно
становящимися ему "родными".
Сенсомоторная
алалия у новорожденных.
Сенсомоторную алалию
можно заметить у ребенка через несколько месяцев после рождения. Заболевание
проявляется отсутствием лепета (конструкции из 2-х букв), отдельные протяжные
звуки, например, «а-а-а-а» не считаются лепетом. Иногда ребенок просто меньше
лепечет, чем другие дети. Тогда нужно ориентироваться на однообразие звуков.
Это всего лишь вариант развития и может быть отдаленным признаком других
нарушений речи или особенностью темперамента. В 2 года наличие моторной алалии
очевидно, догадаться можно и к полутора годам. К 1 году жизни здоровый ребенок
знает 10-20 слов. В 1,5 года словарный запас увеличивается до 30-40 слов,
причем простые словосочетания для детей в этом возрасте — не проблема. Для 2 лет
нормально уметь произносить 50 слов и складывать в простые предложения. Слова
необязательно должны проговариваться внятно. Главное — это их осмысленность и
возможность понять окружающими, что хочет ребенок только по его речи. Если
ребенок говорит очень активно без умолку, но понять, о чем он, невозможно,
такая ситуация тоже подходит под критерии моторной алалии. Когда ребенок при
этом не понимает, что говорят ему, стоит рассмотреть вероятность сенсомоторной
алалии.
Если в двухлетнем
возрасте речевое развитие не соответствует норме, нельзя ссылаться на какие-то
особенности, генетику и ждать. Диагноз задержка речевого развития уже должен
быть поставлен и, что важно, начато лечение. Ребенок может догнать сверстников,
но самостоятельно он добьется успеха с меньшей вероятностью, чем при
использовании коррекционной программы.
Сенсомоторную
алалию можно диагностировать только при наличии хорошего слуха у ребенка
(проверять у оториноларинголога или сурдолога). Ребенок не понимает слов не
потому что не слышит, а из-за отсутствия способности уловить их смысл, как бы
ни старался. Обычно, если в этом случае родители начинают волноваться или
настаивать на ответе, ребенок становится грустным. Когда причина отсутствия
понимания и хотя бы невербального ответа в глухоте, никакой реакции нет.
Дети с сенсомоторной
алалией не умеют сортировать картинки и предметы по категориям. Контакт со
взрослыми и ровесниками сильно затруднен. Когда затронут сенсорный компонент
речи, человек слышит звуки, но воспринимает их, как бессмысленный шум, не
распознавая слова и смысл фразы. Некоторые слова такие дети все же понимают.
Обычно это самые простые понятия, которые использовались много раз в одинаковых
ситуациях и фразы, которые неоднократно произносились с демонстрацией объектов
для зрительного восприятия (карточка с изображением, форма или игрушка). Чего
не умеют дети с сенсомоторной алалией? Непрямые, но характеризующие заболевание
признаки. Ребенок не справится с задачей, если вы попросите: вытянуть губы в
трубочку; высунуть язык; повернуть язык или сделать другие несложные трюки.
Кроме того, дети с поражением моторной коры не могут нормально пережевывать
пищу, из-за этого испытывают проблемы с глотанием и иногда с пищеварением.
Запоминая одно, ребенок
забывает другое. Выучил стихотворение и помнит его сегодня, но на завтра не
остается ни следа от проведенных занятий. Учить новые слова, фразы особенно
трудно. Процесс обучения идет быстрее, если подкреплять словесную информацию
зрительными образами. При сенсомоторной алалии дети не могут подбирать слова
или произносят их неправильно. Они не запоминают всей картинки, а воспринимают
событие или информацию в общих чертах. Как если бы человек помнил, что был на
празднике, но что отмечали и какие предлагались блюда забыл.
Работа
дефектолога , нейропсихолога с психическими процессами :внимание, восприятие,
память, мышление должна проводиться систематически. Эти специалисты помогут
добиться ребенку возможного качества.