
Татьяна
Черниговская —
доктор биологических наук, профессор, учёный в области нейронауки и
психолингвистики, а также теории сознания. В 2017 году номинирована РАН на
Золотую медаль за выдающиеся достижения в области пропаганды научных знаний.
Из интервью Татьяны Черниговской:
Везение с генами — это как рояль «Steinway»,
доставшийся по наследству. Хорошо, конечно, но играть-то на нём всё равно нужно
учиться.
Мозг запоминает всё, мимо чего он прошёл,
унюхал, попробовал, услышал, потрогал и так далее. Мозг — не решето. Ничего не
высыпается из него. Мы, грубо говоря, ничего не забываем, просто большая часть
данных лежит в
«папке «Другое»». Поэтому: не надо слушать плохую музыку, не
надо читать плохие книги, не надо всякое дерьмо есть, не надо дрянь пить, не
нужно общаться с плохими людьми.
Говоря в общем, для творчества необходимо
снять когнитивный контроль и не бояться ошибок. Ошибки — это прекрасно. Да и
кто скажет, что такое ошибка?
Многие творческие люди говорят, что озарения
приходят неожиданно, во время рутинных действий, никак не связанных с решаемой
задачей: я смотрю телевизор, читаю книгу — и вдруг у меня образуется эта долго
не появлявшаяся связь! История науки свидетельствует: открытие нельзя
спланировать, кроме технических достижений (их может совершать и компьютер), и
идеи приходят в голову, когда человек совершенно к этому не готов.
Открытие
нельзя сделать по плану.
Правда, есть существенная добавка: они приходят подготовленным умам. Понимаете,
таблица Менделеева не приснилась его кухарке. Он долго работал над ней, мозг
продолжал мыслить, и просто «щелкнуло» во сне. Я так говорю: таблице Менделеева
страшно надоела эта история, и она решила ему явиться во всей красе.
У людей неправильные установки, они считают,
что, например, повар хуже, чем дирижер. Это не так: гениальный повар перекроет
всех дирижеров, я вам как гурман говорю. Сравнивать их все равно что кислое и
квадратное — неправильно поставлен вопрос. Каждый хорош на своем месте.
Не
мыслить «как все», или проблемы творческих детей:
Творческие
люди обучаются сами и
начинают это делать очень рано. Свои необычные идеи, свои открытия они никогда
не считают чем-то экстраординарным. Это для них самая обычная и очевидная вещь.
Они часто не понимают, в чем, собственно, состоит их заслуга, если всё так
очевидно. Очевидно ИМ…
У таких людей, как правило, неприятности в
школе, большая их часть умнее учителей. Они, конечно, не знают того, что знают
учителя, но они могут быть умнее. И поэтому попадают в очень сложную ситуацию,
оказываясь под прессингом общества.
У меня был коллега, детский врач-терапевт, он
рассказал такую историю. Один мальчик — тотальный двоечник в школе, сидя дома,
будучи семи лет от роду, изобрел паровой двигатель. И не просто его изобрел, а
собрал.
Представьте себе: паровой двигатель на
подсолнечном масле, брызгая этим самым раскаленным маслом, носится по квартире!
При этом мальчика все считают дурачком.
Почему
необходимо читать:
Чтобы
развиваться, надо читать сложную литературу. Важно
линейное чтение — от начала до конца. Гипертекст, вынуждающий кликать на
выделенное слово и как бы проваливаться в него, порождает нестройность мысли.
Люди, которые выросли на таком типе чтения, не
в состоянии прочесть большой текст целиком. У них рваное сознание — кое-что
отсюда, оттуда. Когда спрашиваешь ребенка, про что был этот рассказ, он вам его
не может пересказать.
Прогнозы
ученых о будущем чтения неоптимистичны —
предрекают серьезный раскол между возможностями интеллектуальной элиты и
основной массы населения земного шара.
Но если дети будут только комиксами
заниматься, у них не выработается не только алгоритм для чтения сложной
литературы, которая формирует сознание, но и алгоритм сложного думания — они
будут думать только на какую кнопку нажать, чтоб тебе гамбургер привезли.
Мозг
пластичен не только в детстве, как
считали раньше. Доказано: он образует новые нейронные связи до конца жизни.
Любая работа, кроме скучной и рутинной, приносит пользу для мозга. Главное —
иметь дело с постоянно меняющейся, сложной информацией.
Способность получить высококлассное
образование может стать элитарной привилегией, доступной только «посвященным».
Вспомним Умберто Эко, предлагавшего в романе «Имя розы» пускать в Библиотеку
только тех, кто умеет, кто готов воспринимать сложные знания. Произойдет
разделение на тех, кто будет уметь читать сложную литературу, и тех, кто читает
вывески, кто таким клиповым образом хватает информацию из интернета. Оно будет
раздвигаться все больше и больше.
«Если мы ляжем на диван и будем там лежать
полгода, то не сможем встать. Если мозг будет читать идиотские журналы,
общаться с дураками, слушать легкую бессмысленную музыку и смотреть тупые
фильмы, то не на что жаловаться. Мозг должен тяжело работать. Тяжело – ключевое
слово. Мозгу должно быть трудно. Книга, которая может быть для кого-то легкая,
но для вас она сложная. Фильм, который вы не понимаете. Значит, вы будете
думать, читать критику. Или спектакль, где не ясно, что хотел сказать режиссер.
В таком случае мозг будет занят работой».
Автор: Татьяна
Черноговская