Сейчас всё больше набирают популярность курсы ментальной арифметики, мнемотехники и скорочтения. Однако многие навыки можно легко развить в домашних условиях. В данной статье мы поговорим о том, как научить читать быстро ребенка в 1 классе и не только.
Ниже описаны
5 простых, но эффективных упражнений, которые помогут повысить скорость чтения.
Важно, что скорочтение – это способность не только пробегать текст глазами
быстро, но и понимать всё прочитанное. Поэтому не усложняйте упражнения (в
описании каждого из них вы найдёте соответствующие опции), пока не научитесь
после быстрого прочтения пересказывать текст близко к исходному (мы рекомендуем
начать с половины страницы).
Упражнение
1. «20 минут скорочтения»
На что
направлено: снятие
психологического барьера перед началом развития скорочтения.
В чём
суть: Засекаем
3 минуты и читаем с комфортной скоростью. Обязательно сделайте в тексте
пометку, где вы остановились. Далее читаем ещё 3 минуты, но уже в два раза
быстрее, вновь делаем пометку. Затем ещё 3 минуты читаем в четыре раза быстрее:
скользим глазами по строчкам, пытаясь выхватить слова (вероятно, на этом этапе
пропадет понимание, но оно пока не нужно).
Далее тот же
текст читаем ещё раз, но уже засекаем по 2: старайтесь каждый фрагмент
«дочитывать» до нанесённых отметок. На 3 круге отводим себе уже по 1 минуте.
Если сразу после упражнения измерить скорость чтения на любом тексте (читать с
максимальной скоростью в течение одной минуты, а потом посчитать количество
слов), то результат окажется очень радостным и вдохновляющим. Эффект
кратковременный, поэтому сразу после этого упражнения следует переходить к
следующим.
Упражнение
2. «Шторка»
На что
направлено: развитие
периферического зрения, устранение эффекта возврата взгляда к уже прочитанному
ранее.
В чём
суть: Берем
плотный лист бумаги и кладем на страницу книги над текстом. Эффект будет
сильнее, если «шторка» окажется уже текста (так, чтобы и справа и слева от неё
были видны 1-2 слова). Вы начинаете читать текст, передвигая «шторку» сверху
вниз так, чтобы прочитанный текст исчезал под ней.
Глаза будут
привыкать видеть только область под «шторкой», а слова по краям вашего листа
бумаги помогут расширить угол зрения. После прочтения первых тренировочных
страниц начните передвигать «шторку» быстрее комфортной скорости чтения. Так вы
постепенно начнете увеличивать и собственный темп.
Упражнение
3. «Прыжки»
На что
направлено: развитие
периферического зрения, обучение охвату взглядом фрагментов текста.
В чём
суть: На
страничках текста чертим две (для начала можно три) вертикальные линии. При
чтении нужно глазами перескакивать по строчке с одной линии на другую. Эффект
возрастёт, если совершать «прыжки» под звук метронома. Не забывайте после
прочтения пересказывать текст.
Упражнение
4. Чтение по диагонали
На что
направлено: развитие
периферического зрения, обучение охвату взглядом фрагментов текста.
В чём
суть: Участвуют
два пальца – указательный и средний. Ведём средним пальцем по первой строчке
горизонтально, а дойдя до конца строки, меняем средний палец на указательный,
ведём справа налево по диагонали на 3 строчки вниз. Попадая на четвертую
строку, вновь ведём горизонтально средним пальцем и так далее. Со временем
можно увеличивать длину диагонали: спускаться вниз на 4, 5 и более строк.
Упражнение
5. Таблицы Шульте
На что
направлено: развитие
периферического зрения.
В чём
суть: Таких
таблиц очень много в интернет-пространстве. В квадрат (5 на 5 клеток) вписаны
числа от 1 до 25. Задача в том, чтобы за минимальное количество времени найти
все числа и построить из них последовательность, при этом взгляд должен быть
зафиксирован на центральной клетке. Интересная и очень полезная замена
мобильным играм!