Образовательные стандарты постоянно меняются, и если раньше многие учились читать в школе, то теперь умение читать негласно считается обязательным для первоклашки. Любому родителю стоит заблаговременно позаботиться о готовности своего ребенка к поступлению в школу. Чем раньше вы начнете заниматься с малышом, тем глубже он усвоит информацию, и увереннее будет чувствовать себя в школе.Ведущие детские психологи и педагоги сходятся во мнении, что усвоение ребенком школьной программы проходит намного эффективнее, если он обладает базовыми знаниями и навыками, иными словами, достаточно эрудирован. Итак, ребенок поступающий в школу в 1 класс знает ответы на следующие вопросы (это минимум, который может быть дополнен):
Общий
кругозор
- Назови
свое полное имя, отчество и фамилию.
- Назови
фамилию, имя, отчество мамы, папы.
- Сколько
тебе лет?
- Где
ты живешь? Назови свой домашний адрес.
- Кем
работает мама? Кем работает папа?
- У
тебя есть сестра, брат? Как их зовут?
- У
тебя есть друзья? Как их зовут?
Кроме
того, ребенок, поступающий в школу, должен знать правила поведения в
общественных местах и на улице. Все эти знания при постоянном общении с
родителями, совместном чтении книг и обсуждении мира вокруг у вашего ребенка к
школьному возрасту наверняка имеются.
Развитие
речи (русский язык, подготовка к освоению грамоты)
Уровень
развития речи является основой для последующего овладения грамотой – т.е. для
чтения и письма. Будущий первоклассник умеет:
- прочитывать
простой текст из нескольких предложений;
- писать
буквами или скопировать простую фразу. Например: «Коля ел суп», «Маша мыла
окно».
- четко
произносить все звуки, имеет хорошую артикуляцию;
- определять
место звука в слове (находится в начале, середине или конце слова);
- определять
количество и последовательность звуков в коротких словах («дом», «сани»,
«кошка»);
- называть
слово по его порядковому номеру в предложении (например, повторить только
второе слово или только четвертое слово из заданного предложения);
- различать
единственное и множественное число, живое и неживое, женский и мужской
род;
- знать
разницу между гласными и согласными звуками;
- называть
группу предметов обобщающим словом (чашка, ложка, тарелка – это посуда);
- отвечать
на вопросы и уметь их задавать;
- составлять
рассказ по картинке;
- последовательно
и подробно пересказывать знакомый сюжет (например, сказку) или только что
прослушанный рассказ;
- составлять
предложение из 3-5 предложенных слов;
- различать
тексты по жанру – стихотворение, рассказ, сказка;
- заучивать
наизусть и выразительно рассказывать небольшие стихотворения;
- отгадывать
загадки.
Математика,
счет
Умение
считать до ста является необязательным для будущего первоклассника, но базовые
знания в области счета у ребенка должны быть. Необходимые математические
представления к 1 классу:
- знать
цифры от 0 до 9;
- уметь
называть числа в пределах 10 в прямом и обратном порядке (от 5 до 9, от 8
до 4 и т.п.);
- уметь
называть число в пределах 10, предшествующее названному и следующее за
ним;
- понимать
смысл знаков «+», «–», «=», «>», «<» и уметь сравнивать числа от 0
до 10 (2<6, 9=9, 8>3);
- уметь
обозначить количество предметов с помощью цифр;
- уметь
сравнить количество предметов в двух группах;
- решать
и составлять простые задачи на сложение и вычитание в пределах 10;
- знать
названия геометрических фигур (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник,
овал, ромб);
- уметь
сравнивать предметы по размеру, форме, цвету и группировать их по этому
признаку;
- ориентироваться
в понятиях «лево-право-вверху-внизу», «перед», «между», «за» на листе
бумаге в клетку и в пространстве.
Чтобы
помочь ребенку освоить счет и цифры, чаще считайте вместе бытовые предметы,
птичек, людей в одежде определенного цвета, машины, дома. Задавайте ему простые
задачи: у тебя есть 2 яблока и 3 груши – сколько всего у тебя фруктов? Помимо
навыков счета, вы будете таким способом учить ребенка воспринимать задание на
слух, что обязательно пригодится ему в учебе. Пишите вместе цифры на бумаге,
мелом на доске, выкладывайте их из камушков, пишите палочкой на песке.
Моторика,
подготовка руки к письму
Будущий
первоклассник умеет:
- правильно
держать карандаш, ручку, кисточку;
- складывать
геометрические фигуры из счетных палочек, складывать фигуры по образцу;
- рисовать
геометрические фигуры;
- закрашивать
карандашом и штриховать фигуры, не выходя за контуры;
- проводить
без линейки прямую горизонтальную или вертикальную линию;
- писать
по образцу печатные буквы;
- аккуратно
вырезать из бумаги (разрезать лист бумаги на полосы или геометрические
фигуры – квадраты, прямоугольники, треугольники, круги, овалы, вырезать
фигуры по контуру);
- лепить
из пластилина и глины;
- клеить
и делать аппликации из цветной бумаги.
Развитая
моторика не только помогает ребенку выполнять необходимые творческие задания в
школе, но и тесно связана с овладением навыком письма и качеством речи. Поэтому
обязательно занимайтесь дома лепкой и рисованием, собирайте пазлы, мелкий
конструктор, создавайте вместе украшения и поделки – благо что пособий по
развитию мелкой моторики сейчас существует огромное количество.
Окружающий
мир
Ребенку
необходимо уметь:
- различать
домашних и диких животных, уметь называть детенышей животных, знать, какие
животные обитают на юге, а какие – на севере;
- называть
несколько зимующих и перелетных птиц, различать птиц по внешнему виду
(дятел, воробей, голубь, ворона и т.д.);
- знать
и различать растения, характерные для родного края, и называть их
особенности (ель, береза, сосна, лиственница, подсолнух, клевер, ромашка и
т.п.);
- знать
названия 2-3 комнатных растений;
- знать
названия овощей, фруктов, ягод;
- иметь
представление о различных природных явлениях;
- называть
в правильной последовательности – дни недели, месяцы, времена года, а
также знать основные приметы каждого времени года (весна – распускаются
почки на деревьях, тает снег, появляются первые цветы);
- хорошо
если ребенок сможет ответить на вопросы типа: «Когда птицы улетают на
юг?», «Когда бывает холодно и идет снег?», «В какое время года на деревьях
появляются листья?», «В какой день люди не ходят на работу?»
- Какие
профессии ты знаешь?
- Что
делает врач (учитель, продавец, почтальон и т.п.)?
- Ты
хочешь учиться в школе?
- Зачем
надо учиться?
- Где
лучше учиться – дома с мамой или в школе с учительницей?
Внимание!
Важный, часто задаваемый вопрос:
Должен
ли первоклассник уметь читать?
Здесь
нужно подходить к каждому ребенку индивидуально. Если у вас замечательно
получается обучать малыша в игровой форме, ему интересно учить буквы и
складывать их в слоги и слова – радуйтесь! С тем учетом, что в школе на
освоение азбуки отводится не так уж много времени (около 3 месяцев), а многие
дети к 1 классу уже умеют читать, скорее всего, навык беглого чтения
действительно облегчит жизнь вашему первоклашке. Некоторые педагоги
предупреждают родителей, что будущие школьники должны уметь читать хотя бы по
слогам, со скоростью не менее 20-30 слов в минуту.
В
подготовке к школе более важным, чем навык чтения, является обучение ребенка
пониманию прочитанного текста, анализу, умению отвечать на вопросы по тексту.
Читайте вместе хорошие добрые сказки, рассказы о природе и животных. Играйте в
слова: называйте слова на определенную букву или те, в которых она встречается,
составляйте слова из заданных букв, разделяйте слова на слоги или звуки.